Испытания прошли чуть больше месяца назад, заявил на «Singapore Airshow 2018» глава «Информационных спутниковых систем» имени академика М.Ф. Решетнёва» Николай Тестоедов.
"Была получена летная квалификация и этого двигателя тоже, а не просто наземная. Лётные испытания были проведены в составе европейского спутника", - сообщил Тестоедов.
Он также добавил, что в последующих проектах, где требуется довыведение больших масс, чем может нести ракета, «ИСС имени Решетнева» будет устанавливать на спутники дополнительные специальные двигатели большей тяги для того, чтобы быстрее выводить спутник в нужную точку.
"В частности, предполагается использовать двигатели не СПД-100, а СПД-140 с тягой около 56 граммов. В семь-восемь раз больше тяга, в семь-восемь раз меньше время на довыведение", — отметил Тестоедов.
Ранее в Министерстве обороны России заявили, что намерены в 2020-2022 годах получить ряд серийных изделий и авиационных средств поражения, которые будут работать на гиперзвуковых скоростях — в шесть раз быстрее звука как минимум. Эти разработки ведутся также в интересах Военно-морского флота и ракетных войск.
В российском оборонном ведомстве считают, что в гиперзвуковых разработках Россия не отстает от других ведущих (высокотехнологических) стран мира. В Институте теоретической и прикладной механики имени С. А. Христиановича Сибирского отделения Российской Академии Наук заявляют о российском лидерстве. Как бы то ни было, критерием истины станет практика боевого применения. Возможно, ждать осталось недолго.
Отметим, что гиперзвуковой аппарат невозможно разогнать обычным реактивным двигателем, для этой цели нужно использовать прямоточный — со сверхзвуковым горением топлива. Ракету с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД) на оружейных выставках можно узнать по головной части с воздухозаборником, однако не все знают, что у нее внутри и как это работает.
Ракетно-прямоточный двигатель — штука интересная и сложная. Это комбинированная система, сочетающая принципы работы жидкостного ракетного двигателя и прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Принципиальная разница в том, что ракетный двигатель работает на окислителе, который несет с собой, а прямоточный — на атмосферном кислороде, и это позволяет уменьшить общий вес ракеты или увеличить вес боевой части.
Добавим, что гиперзвуковые двигатели и аппараты действуют в высокотемпературном облаке плазмы (до 1500 градусов), когда плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. В силу этого специалистам приходится решать множество сложнейших научно-прикладных задач. Для управляемости на сложной траектории и сохранения всего спектра функций, скажем, крылатой ракеты применяются бериллиевые сплавы, новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий — космические технологии.
Примечательно, что прямоточные двигатели просто не способны работать на малых скоростях и применяются в основном на крылатых ракетах со сбрасываемым разгонным блоком-бустером. Давление в камере сгорания прямоточного двигателя создается встречным потоком воздуха, для этого ракету разгоняют до соответствующей скорости (подобие форсажа). "Мах подхвата" равен примерно 1,5. Однако скорость — это еще не всё.
При этом, основные тактико-технические характеристики образцов гиперзвукового оружия доступны лишь узкому кругу специалистов, но известно, что на скорости в 5-6 Махов ракета становится почти неуязвимой для существующих средств противовоздушной обороны. Так, даже в случае возможного обнаружения и разрушения оружия средствами ближней ПВО противника кинетической энергии обломков всё же хватит для вывода из строя корабля или наземной цели.
К примеру, гиперзвуковая ракета Ю-71 ("Изделие 4202") осенью 2016 года преодолела расстояние в 6000 километров за 20 минут и точно поразила цель на Камчатском полигоне Кура. Перед входом в плотные слои атмосферы аппарат активно маневрировал по высоте и курсу на скорости до 15 Махов. Предположительно, это испытание прототипа боевого блока новой сверхтяжёлой межконтинентальной баллистической ракеты "Сармат", которая должна в будущем стать заменой в Ракетных войсках стратегического назначения МБР "Воевода".
Развёртывание комплекса начнется в 2018 году. Неуловимый системами "Сармат" способен нести до 16 ядерных блоков на расстояние 16 тысяч километров. Концепция комплекса учитывает и максимальный вес забрасываемых боеголовок (до 10 тонн), и доставку меньшего числа боеголовок по непредсказуемым траекториям (с учетом возможностей перспективных систем ПРО).
Добавим, что высокоточные гиперзвуковые изделия (каким именем их ни назови) не являются инструментами исключительно Третьей мировой войны. В локальных конфликтах они способны поражать стратегические объекты противника кинетической энергией боеголовки, без необходимости использования ядерного заряда. Таким образом, гиперзвук отдаляет Апокалипсис, но США почему-то всё же беспокоятся.
Напомним, ранее стало известно об успешном завершении испытаний детонационных ракетных двигателей, что приблизило Россию к запуску гиперзвуковых ракет.
|